Если на рынке ОТС-препаратов пациенту принадлежит ведущая роль, то рынок отпускаемых по рецепту лекарственных средств обладает иными приоритетами. Прямое влияние пациент может оказать, обратившись к врачу с просьбой назначить именно этот медикамент.
Врач и провизор неразрывно связаны друг с другом на протяжении всей истории развития медицины, включая наши дни. Если на рынке потребительских товаров предприятие розничной торговли минимально влияет на потребление, то аптечная сеть – один из важных маркетинговых факторов.
Большинство медицинских организаций до сих пор предпочитают использовать только офлайн рекламу, а иногда отказываются даже от нее по причине слишком больших расходов. Как же в таком случае привлекать клиентов?
Привлечение других источников информации помогает человеку компенсировать недостаток компетентных знаний и личного опыта в деле выбора средства для удовлетворения потребности.
В основе эффективной маркетинговой деятельности лежат три механизма социального взаимодействия, на которых стоит остановиться подробнее.
Фармацевтическому маркетингу принадлежит значимый сегмент рыночной экономики. Давайте порассуждаем о том, что собой представляет маркетинг как отрасль деятельности, научная дисциплина, какова его роль в социуме.
В условиях жесткой рыночной конкуренции и высокой стоимости разработки новых лекарств, фармацевтические предприятия вынуждены искать дополнительные конкурентные преимущества, такие как, например, стратегический брендинг.
С точки зрения выбора препаратов, отпускаемых по рецепту, врачи являются центральной фигурой этого процесса и представляют собой его главную движущую силу. Несколько десятилетий подряд фармацевтический маркетинг сводился только к работе с лечащим составом поликлиник и больниц. В последнее время круг объектов воздействия существенно расширился, но интерес к врачам со стороны фармацевтических компаний меньше не стал.
В основе рыночного хозяйствования лежит свобода: выбора формы деятельности в рамках закона; доступа к ресурсам в рамках платёжеспособности; выбора экономических связей; формирования цен с учётом спроса и предложения; движения капиталов.
Сложность понимания механизмов действия лекарственных средств и низкая компетентность пациента в этих вопросах порождают конфликт, определяющий закономерности рынка безрецептурных препаратов. Напротив, на Rx-рынке потребительская функция распределяется как минимум между двумя субъектами: больной и его лечащий врач.