Фармацевтическая промышленность относится к наиболее прибыльным отраслям, привлекающим как капитал, так и людские ресурсы. Однако ни одна из фармацевтических компаний на сегодняшний день не смогла получить долю рынка, превышающую 6%. По этой причине компании находятся в постоянном поиске конкурентных преимуществ, которые помогли бы им увеличить свою долю рынка. Одним из таких конкурентных преимущество является бренд.
Значимой величиной фармацевтического рынка является рынок рецептурных препаратов – Rx-рынок. Это связано с тем обстоятельством, что наиболее активные в терапевтическом отношении препараты отпускаются только по рецепту, поскольку такой эффект сопряжен с высокой токсичностью и высокой вероятностью наступления побочных эффектов.
Информацию, доносимую через рекламу на радио и ТВ, аудитория воспринимает мгновенно. Поэтому реклама в радио- и телеэфире уже долгие годы является одним из эффективных способов продвижения в любой бизнес-сфере, в том числе фармацевтике и медицине. При этом воздействие телерекламы все же более эффективно: человек может не только слышать информацию о медицинской услуге, клинике, лекарственном препарате, но и благодаря видеоряду запоминать рекламируемый образ.
Фармацевтический маркетинг, как и продвижение товаров и услуг на рынке медицинских технологий, характеризуется рядом специфических черт, наиболее выраженных именно на рынке безрецептурных препаратов.
В дословном переводе с английского «маркетинг» означает «рынкоделание», что точно передаёт его сущность – в координации действий предприятия на рынке. На это направлены и характерные черты маркетинга – комплексность и системность.
Потребитель – главный фигурант рыночной экономики. Производство продуктов или покидание ими прилавков – результат его решения. Управление производством и сбытом осуществляется по законам самоорганизации, согласно которым клиент голосует своим рублём. Максимальная выгода при минимальных затратах – вот главное условие принятия потребителем рационального решения.
Одна из сложностей в организации работы медицинского учреждения — правильный подбор персонала. Юридические и финансовые риски можно предугадать и минимизировать, но с человеческим фактором дело обстоит иначе.
Общепринятое название рынка безрецептурных препаратов – ОТС – происходит от аббревиатуры английского термина, означающего сделку без внешнего контроля.
Концепция деятельности компании на рынке определяет комплекс мероприятий по организации и управлению маркетингом. Выделяют четыре основных концепции.
Высокий уровень экстерналий – отличительная черта медицинского и фармацевтического маркетинга. В экономическом смысле термин экстерналии обозначает воздействие участников рыночных отношений на третьих лиц, непосредственно с ними не связанных.