Краснодар

+7 952  830 72 85

Москва

+7 495 134 25 57

Краснодар

+7 952  830 72 85

Москва

+7 495 134 25 57

Создание приложения и выбор ниши. Часть 1

Когда какой-то рынок развивается быстрыми темпами, даже новичку порой под силу потеснить заметных игроков на игровом поле. Такой шанс - это почти чудо, но он существует. Но лучшее чудо - подготовленное чудо, поэтому если вы хотите заработать на своем приложении, найдите свою нишу, где люди платят за приложения и готовы платить дальше.

По-настоящему прибыльных направлений не больше десяти, и каждое из них поддерживается стабильными потребностями и слабостями пользователя. Найти сокровища в мире бизнеса на мобильных приложениях можно по карте отметок на человеческом мозге, расположенных над зонами, которые отвечают за самые сильные чувства: жадность, азарт, удовольствие и так далее.

Так называемая «стратегия голубого океана» Ким Вичан и Рене Моборн жизнеспособна, но с некоторыми оговорками. Создать свой «океан» внутри сложившейся экосистемы сторов возможно, но лишь при условии, что вы располагаете существенным финансовым фундаментом.

Что делать, если ваш бюджет все же ограничен? Беритесь за то, в чем вы лучше всего и что будет безусловно востребовано. Будьте готовы биться за свою аудиторию без страха и упрека.

Free-to-play игры

Ниша free-to-play игр является пожалуй самой популярной для большинства разработчиков: именно здесь создатели мобильных приложений пытаются добиться успеха в первую очередь и вкладывают существенные деньги.

Стоит отметить, что на рынке мобильных приложений наиболее распространенной формой является freemium, а в играх - f2p. Так, скачивание и игровой процесс бесплатны, а свои деньги конечный пользователь может потратить на внтуриигровой контент, который не является обязательным для покупки, но может упростить прохождение игры или достижение каких-то высоких результатов. Такая схема называется IAP (in-app purchases) — внутренние платежи.

Компания Gartner провела исследование, которое показало, что к 2017 году доля бесплатных приложений на рынке повысится с отметки в 91% до 94,5%, а общее число загрузок достигнет 270 млрд загрузок. В статистике по играм на мобильные платформы перевес в сторону f2p еще больше, чем в целом по рынку.

Инди-разработчикам со временем становится все труднее пробиться в топы мобильных сторов, однако не все так плохо, и это подтверждается все той же сухой статистикой: компания New Zoo опубликовала данные, по которым за 2013 год в США 247 компаний заработали на своем приложении больше 1 млн долларов. И это при грандиозных масштабах рынка: согласно исследованиям New Zoo, за 2014 год гранды рынка Apple и Google Play заработали 3,2 млрд и 2,6 млрд долларов соответственно.

Жанровая принадлежность также имеет значение для f2p-приложений. Наиболее популярными для такойь модели распространения игры — это аркады, денежные стратегии, «фермы». Конечно, в такие игры пользователь может играть и не пополняя кошельков разработчиков, но с другой стороны игроку не так тяжело расстаться с парой центов или даже долларом, чтобы получить большое количество внутриигрового ресурса или ускорить «прокачивание» персонажа. Об этом свидетельствуют истории успеха игр Clash of Clans и Candy Crash Saga.

На пике своей популярности некотрые хитовые игры способны приносить и по несколько миллионов долларов в месяц, или даже сотни тысяч в день, но не все так просто: нередко хитовые тайтлы требуют крупных затрат, и разработчики не только вкладывают весь доход в продвижение, но еще и доплачивают сверху, чтобы не отдать свои позиции приложениям-конкурентам.

Появляется закономерный вопрос: а зачем работать, если даже при огромных доходах приходится только больше инвестировать? Этому есть несколько объяснений:

  • Работа в минус — это часть долгосрочной стратегии по укреплению своего бренда в топах приложений и на рынке в целом. Бренд становится известным и узнаваемым.
  • Издатели самых популярных игр, вошедших в массовую культуру, зарабатывают на своей франшизе, выпуская различную продукцию со своей символикой. За примером далеко ходить не надо — финская компания Rovio, авторы Angry Birds, открыла несколько парков развлечений по вселенной игры и заработала 41,4 млн евро на продаже лицензий на создание потребительских товаров и открытие развлекательных парков.

Игры по-прежнему являются основной движущей силой рынка мобильных приложений. Их аудитория огромна, и поэтому игры привлекают наиболее крупные инвестиции. При этом платят за игру не более 5% игроков, и менее 1% пользователей приносят издателям больше 50% доходов. Именно поэтому создатели мобильных хитов вынуждены развиваться экстенсивно, расширяя пользовательскую базу и все больше подсаживаясь на трафиковую иглу.

Приложения на стыке онлайн-оффлайн

Отдельное внимание стоит уделить так называемым приложениям-медаторам, которые дают пользователям возможность решать оффлайн-задачу с помощью мобильного устройства. Популярность таких приложений кроется в реальном решении возникшей проблемы, поэтому не стоит искать надуманных потребностей — приложение должно действительно соединять онлайн и оффлайн.

Стабильным успехом пользуются сервисы для посуточной аренды жилья, бронирования авиабилетов, вызова такси, доставки еды. Приложение — незаменимый инструмент для компаний, оказывающих услуги массового использования, который поможет конвертировать пользователей в платящую клиентуру.

Сравнивать аудитории подобных приложений и f2p игр не стоит: игры популярнее в десятки раз. Однако средний чек и LTV (life-time - value — общая сумма всех потраченных в приложений денег) в приложениях гораздо выше: если программа действительно решает ежедневные проблемы, то люди будут готовы заплатить за свой комфорт. Стоит сказать, что с каждого пользователя такого приложения издатель получает хотя бы минимальные выплаты, что совсем необязательно для f2p игр.

Удачное приложение способно даже помочь вам конкурировать с оффлайн-соперниками. Сервис «Яндекс.Такси» опубликовал данные, согласно которым за 2013 год он сумел занять 1/5 московского рынка легального извоза и продолжает расширяться. Генеральный директор московского филиала компании Gett — конкурента «Яндекс.Такси» — отметил, что в период с 2013 по 2015 год процент онлайн-сервисов на рынке пассажирских перевозок вырос в 3-5 раз.

Запомните, что размер прибыли от приложения модели «онлайн-оффлайн» напрямую зависит от реального спроса и грамотного цифрового и мобильного маркетинга. Монетизировать приложение можно по-разному, и зависит это от типа предлагаемой услуги. Проще всего быть посредником: компания Airbnb берет 3% комиссии с владельцев жилья и от 6% до 12% — с арендатора.

Бизнес-приложения

У этой категории есть одно важное преимущество: эти приложения рассчитаны на аудиторию, которая уже платит и продолжит платить. Конечно, таких пользователей гораздо меньше, чем разнообразных геймеров, но они гораздо ценнее для издателя, так как обладают минимальными знаниями о мобильном интернете и обеспечены финансово. Они не воспринимают приложение как игрушку, для них это — продукт.

Обеспеченному пользователю, как правило, нетрудно заплатить за удобное решение своей узкой проблемы. Это может быть и программа для хранения паролей, и виртуальный блокнот, и сканер, и тренажер для скорочтения. Не стремитесь делать приложение с кучей функций: пускай оно будет решать одну задачу, но лучше всех.

Сравнительно малый размер целевой аудитории компенсируется большим количеством платящих пользователей: во freemium-приложениях доля составляет 5-7%. Средний чек также несравнимо выше, чем в других приложениях, и 20-30 долларов за транзакцию здесь не редкость. Бизнес-приложения могут быть полностью платными, например 1Password, или же модели freemium, например Evernote.

Во второй части статьи мы расскажем о полезных приложениях, сервисах знакомств, приложениях соцсетей и других приложениях, которые возможно успешно монетизировать.