Краснодар

+7 952  830 72 85

Москва

+7 495 134 25 57

Краснодар

+7 952  830 72 85

Москва

+7 495 134 25 57

Soft launch. Часть 2

В первой части статьи о «мягком запуске» мы рассказали, что такое soft launch, для чего он проводится и как это происходит на практике. В этой статье мы расскажем о каналах трафика и странах, в которых рекомендуется протестировать приложение, чтобы получить достоверную картину его работы.

Источники трафика при soft launch

Дискуссионным вопросом остается тестирование источников трафика при soft launch. При локальном релизе чаще всего задействуется не так уж много каналов: facebook, пара сетей обмена рекламой и CPC-биржа. Несмотря на это, тестировать поведение пользователей, пришедших из разных каналов, и ранжировать каналы по значимости необходимо, если вы со своим приложением собираетесь собрать аудиторию, исчисляемую в десятках тысяч человек.

При «мягком запуске» не стоит покупать аудиторию с чрезмерно жестким таргетингом, особенно по социально-демографическим признакам, вроде «женщины от 35 до 45». Необходимо привлечь как можно более разноплановую цифровую аудиторию: она даст вам понять, как используется ваше приложение. Вполне вероятно, что вашей целевой аудиторией будут не те, кого вы ждали. Интернет-маркетологи отмечают, что для большинства приложений наиболее активными и платежеспособными пользователями являются люди в возрасте от 23 до 35 лет.

Уточняя портрет своего пользователя позволит вам сэкономить на закупке трафика: вы будете закупать меньше не целевых потребителей, которые с большей вероятностью не испытают к вашему приложению никаких теплых чувств и, скорее всего, удалят его, ухудшив ваше ранжирование в сторе.

Про пользовательскую критику мы уже рассказали и установили, что в ней нет ничего плохого. Критика от влиятельных персон мира мобильных приложений при «мягком запуске» может привести к непредсказуемым последствиям. В истории мобльных приложений был такой случай, когда разработчик без пробного запуска разослал пресс-кит по профильным медиа с просьбой протестировать его приложение. В его игре была дискуссионная функция — существенное снижение сложности игры за внутреннюю валюту. Автор обзора на игру разгромил приложение за его подход к монетизации и назвал разработчика жадным, при этом отметив качество самой игры. Однако отзыв крупного издания подпортил репутацию опрометчивому издателю.

Этого можно было бы избежать с помощью тестирования у более-менее широкой аудитории. Существует вероятность, что даже не пришлось бы отказываться от созданной схемы, просто понизить цену на апгрейд или отвести акцент в приложении от денежного аспекта — игроки бы и внимания не обратили. Что насчет журналистов, только вам решать, привлекать ли их к стадии «мягкого запуска» или нет. Мы со своей стороны посоветовали бы вам отказаться от этого, если вы не какой-то гигант рынка мобильных приложений или хотя бы средне крупная студия, которые проводят soft launch в рамках рекламной кампании и таким образом подогревают интерес к продукту. При отсутствии маркетологов мирового уровня и крепкой репутации к такому способу продвижения лучше не обращаться.

Где проводить испытания

Выбор страны для soft launch приложения производится по общему правилу: запускать стоит там, где планируется продвигать продукт. Исключения из правила бывают, например в том случае, если ключевой рынок сравнительно невелик и оставляет мало пространства для маневра на будущее. Тогда не стоит проводить краш-тест приложения там, а можно обратиться к региону или стране, максимально похожей на вашу по аудитории (поведенческие факторы, благосостояние, ментальность) и монетизации. Вот два возможных варианта для тестирования:

  • Не агрессивная рекламная кампания на схожем с целевым рынке. Закупать ссылки следует прямо на схожем рынке, а затем исследовать отклики и статистику. Анализ схожего рынка позволит экстраполировать результаты на ваш ключевой рынок
  • Агрессивная рекламная кампания на рынке, судьбой приложения на котором вы не слишком дорожите. Допустим, при желании выйти на китайский и южнокорейский рынки, тестирование приложения можно провести в Таиланде: дешевые установки, обширная мобильная аудитория.

Крупные издатели тоже обращаются к локальным «мягким запускам», примерами выступают Supercell, Zynga и другие. Часто крупные компании затрачивают на такие тесты даже больше времени, чем небольшие инди-студии.

Если вашей целевой аудиторией является весь мир, то рекомендуется провести тестовые запуски в нескольких странах, например по следующему списку:

  • Великобритания. Поведение пользователей близко к ключевой аудитории в США
  • Таиланд. По итогам запуска можно будет сделать выводы о перспективах приложения на восточном рынке
  • Россия. Обширная родная аудитория.
  • Казахстан. Русскоязычные пользователи, но с более низкой платежеспособностью.
  • Италия. Среднестатистическая страна Европы.

От региона к региону результаты будут сильно отличаться, но при тщательном подходе к анализу вы сможете разобраться в причинах отличий и в будущем сэкономить трудозатраты и финансовый ресурс.

Число пользователей, необходимых для показательного анализа при «мягком запуске», напрямую зависит от сложности приложения и потенциальной емкости рынка. При простом приложении soft launch занимает около 2-3 недель, у сложных — 2-3 месяца, а крупные компании нередко тратят и гораздо больше времени. Количество установок варьирует от 10 до 25 тысяч, и этого, как правило, достаточно для тестового запуска.

Разработчики и сами иногда опасаются роста аудитории при «мягком запуске», боясь прежде всего роста пользовательской базы в геометрической прогрессии, при котором ошибки в приложении станут общественным достоянием. Однако, чаще всего такого не происходит: достаточно просто не закупать тысячи установок в день.

Бесконтрольный вирусный рост установок может возникнуть лишь на отметке, на которой счет инсталляциям идет на десятки тысяч человек, но все же стоит помнить о глубине рынке и приблизительном числе потенциальных пользователей вашего приложения. В противном случае предсказать результаты будет невозможно.