Краснодар

+7 952  830 72 85

Москва

+7 495 134 25 57

Краснодар

+7 952  830 72 85

Москва

+7 495 134 25 57

Изучение потребностей

Главная отправная точка маркетинга – изучение потребностей покупателей. Применительно к субъектам фармацевтического рынка, мало просто изучить потребности каждого из участников. Необходимо выяснить индикаторы их удовлетворения, а также размер усилий и средств, которые эти субъекты готовы вложить в действия, чтобы получить желаемый результат. Потребности характеризуются большим количеством параметров. Так, существует так называемый хронологический профиль, отражающий сезонный спрос на препарат, например, противовирусный. Их наибольшая востребованность будет наблюдаться зимой и в межсезонье, при всплеске эпидемий гриппа. Тогда как летом потребность в этой категории медикаментов существенно снижается.

В основе эффективного продвижения препарата на рынке лежит детальное изучение структуры мотивационного состояния и параметров мотивации. Результатом исследования мотивационного состояния является репрезентация необходимого потребителю эффекта. Идеального совпадения, конечно, не бывает, однако отчетливое представление об отражении потребности в сознании первых двух звеньев – врача и пациента – необходимо.

Маркетинговый профиль потребности существенно отличается от её психофизиологических характеристик, поскольку содержит информацию о перспективе создания товаров, гарантирующих спрос. В процессе исследования необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • в чем состоит суть потребности?
  • какова величина потребности?
  • значимость потребности для индивида?
  • какова величина и значимость потребности для социума?
  • кто является носителем данной потребности?
  • какова численность носителей потребности и их информационная доступность?
  • какова платежеспособность носителей потребности как потенциальных потребителей?
  • имеются ли аналогичные средства удовлетворения потребности на рынке?
  • какова степень удовлетворения потребности имеющимися препаратами?
  • какова степень удовлетворения потребности предлагаемым препаратом?
  • имеется ли у конкурентов возможность воспроизвести свойства предлагаемого препарата?

Результатом анализа по данной схеме станет репрезентация, отражающая состояние проблемы для потребителя и для производителя. Учет специфики формирования мотивации и учет потребности необходим не только в процессе потребления лекарств, но и при их производстве. У производителя должна быть потребность в производстве высокотехнологичных препаратов, которая будет удовлетворена получением определённого уровня доходов.

Содержательную часть потребности необходимо интерпретировать с позиции разумной, достижимой и достаточной цели терапевтического воздействия. У данного требования существуют три субусловия:

  1. Необходимость достигать цель в полном объёме отсутствует. Так, снижение температуры при воспалительных процессах направлено на ограничение её в физиологических пределах для защиты систем гипоталямо-гипофизарно-надпочечниковой оси. Повышенная температура обеспечивает ускорение биохимических процессов (синтез белков, активация иммунных клеток, удаление продуктов метаболизма и пр.), а излишнее ограничение этого процесса приводит к затягиванию лечения и неполноценному завершению с точки зрения формирования иммунитета.
  2. В ряде случаев очевидная конечная цель не может быть достигнута терапевтическими средствами. Лекарства лишь оптимизируют деятельность физиологических систем организма.
  3. Онкология, ишемия, атеросклероз, болезнь Альцгеймера и др. заболевания на данном этапе развития медицинских технологий относятся к разряду неизлечимых. Поэтому в качестве конечной цели выступает улучшение качества жизни больного.

Отражение способов достижения этих трёх субусловий в маркетинге существенно влияет на такие этапы разработки препарата:

  • характер и объём фармакологических исследований;
  • подход к изучению безвредности;
  • позиционирование и продвижение препарата.

Величина потребности и размер затрат на производство лекарственного препарата связаны прямо пропорционально. Если новое лекарство решает проблему социальной значимости, то это позволит привлечь средства государственного бюджета, страховой медицины и других фондов на стадии производства препарата и оплаты лечения, что определяет качество разработки.