Краснодар

+7 952  830 72 85

Москва

+7 495 134 25 57

Краснодар

+7 952  830 72 85

Москва

+7 495 134 25 57

Классификация потребностей в сфере медицинского маркетинга. Часть 3

Начало материала:
Классификация потребностей в сфере медицинского маркетинга. Часть 1
Классификация потребностей в сфере медицинского маркетинга. Часть 2

12. Препараты-пустышки (плацебо)

Потребность в фармацевтических продуктах, применение которых базируется на банальном самообмане, может показаться нереальной, а сама постановка подобной задачи – некорректной. Однако в ряде ситуаций она приобретает очень сильную мотивационную привлекательность. В чём суть подобной потребности?

Контроль над ситуацией – выраженная потребность любого человека. Особенно если речь идёт о контроле состояния собственного организма. Как правило, лекарственные средства, обладающие подобным фармакологическим эффектом, либо «снабжены» широким спектром побочных действий, либо кажутся субъекту банальными и простыми. В эмоциональной сфере обыденность препарата отождествляется с низкой эффективностью. Тогда как в особых случаях появляется желание применять особое средство. Если это особое состояние не связано с угрозой жизни или риском получения инвалидности, то плацебо – идеальный вариант решения. В качестве пустышек фигурируют безвредные и лишенные биологической активности вещества, что гарантирует отсутствие побочных эффектов. Для этой категории допустима приписка любых свойств, зачастую подкрепляемых эмоциональными рассказами успешно излечившихся «больных», что приводит к пробуждению в сознании потенциального потребителя ожидания эффекта. Вывод плацебо на рынок сопровождается красочной легендой, апеллирующей к рецептам медиков древнего мира (Китай, Индия, Вьетнам и пр.), секретам масонов и т.д. Факт приёма препарата в состоянии ожидания эффекта становится пусковым стимулом. Если при этом сама процедура приёма обставляется неким ритуалом, то эффект только усилится. Эту технологию широко применяют все сетевые компании, занимающиеся распространением биологически активных добавок.

В большинстве случаев продвижение на рынке сопровождается концепцией их фармакотерапевтических свойств, основанной на результатах научных исследований с низкой валидностью либо и вовсе сфальсифицированных. Информация (её суть и способ преподнесения) ориентирована на низкий уровень теоретической подготовки в медицинской сфере у потенциального потребителя.

13. Субстратная терапия

Восполнением недостатка веществ, поступающих в норме с пищей, занимается субстратная терапия. Самый распространенный вариант – профилактика авитаминозов (недостатка витаминов). Но это не единственный канал продвижения, в ряде случаев показано повышение концентрации витаминов для достижения позитивного терапевтического эффекта. Так, антиоксидантные свойства витамина С используются при терапии воспалительных заболеваний, при заболеваниях нервной системы увеличивают поступление тиамина, пиридоксина и цианкобаламина (витамины группы В).

Больные с выраженной дистрофией – ещё одна фокус-группа субстратной терапии, так как им показано парентеральное питание. Ещё один вариант применения – восполнение дефицита кальция при остеопорозе. На этом примере можно проиллюстрировать необходимость не просто введения недостающего вещества, а обеспечения достижения им функциональных систем и структур организма. Так, введение кальция требует одновременного поступления витамина D, так как именно он обеспечивает всасывание элемента костной тканью. В противном случае кальций будет просто откладываться в виде камней в почках и других внутренних органах.

14. Фитопрепараты

Фитотерапия как отрасль медицины имеет в своей основе культуральную природу. В середине прошлого столетия прогресс в области химии привел к появлению двух десятков новых классов лекарственных средств. Это позволило решать проблемы в области онкологии, неврологии и других областях, которые раньше считались неразрешимыми. Такая ситуация породила иллюзию во всесилии научного прогресса. В обществе сформировалось мнение о целительной силе синтетических лекарственных препаратов, а использование лекарственных растений считалось признаком низкой культуры.

Однако с течением времени химический прогресс сменился стагнацией, вера во всесилие синтетических лекарств пошатнулась и взоры были вновь устремлена на фитотерапию бабушек и дедушек. Даже появился тезис о том, что препараты из растительного сырья абсолютно безвредны. Однако это утверждение верно лишь отчасти. Низкая токсичность и низкая вероятность возникновения побочного эффекта связана с тем, что активные растительные средства уже давно изучены официальной медициной и используются в качестве стандартных препаратов. Мода на фитотерапию является сильным социальным явлением, поэтому разработка фармацевтических продуктов на основе растительного сырья имеет коммерческий смысл. Главная проблема разработчиков – выявление действующего вещества и изучение механизма их терапевтического действия.

Существенную проблему представляет стандартизация конечного продукта и источники сырья. Так, химический состав растительной массы зависит от места произрастания, года сбора, технологии, части растения, с которой произведён сбор, и т.д. Зависимость химического состава от стадии вегетации и части растения можно проследить на примере чая, сорта которого отличаются именно по этим признакам – часть растения и стадия вегетации. Возможность определить часть, из которой отобрано сырьё – главное требование, предъявляемое к степени измельчения. Самый распространённый вариант фасовки – фильтр-пакет, но в нем, как правило, сырьё измельчается до порошкового состояния. При этом при экстракции в настой переходят балластные вещества, ухудшающие потребительские свойства продукта. Поэтому рациональное приобретать растительные чаи в пачках ангро.

Место произрастания, характер почвы, климатические условия года сбора – важные характеристик качества растительного сырья. Поэтому основная часть фитопрепаратов изготавливается из интродуцированного сырья, т.е. выращенного на специальных плантациях. Интродукция осуществляется на относительно бедных почвах, поскольку основная масса биологически активных веществ – вторичные метаболиты, синтезируемые в стрессовых для растения условиях. Идеальные условия выращивания, наоборот, приведут к снижению концентрации необходимого вещества, что, в свою очередь, снизит биологическую активность препарата.

15. Адъювантная терапия

Терапия, обладающая вспомогательным значением, получила название адъювантной. Она дополняет основное лечение, препятствует рецидиву заболевания, восстанавливает нарушенные функции и пр. В качестве примера можно привести химиотерапию послу удаления опухоли или витаминизацию при ряде заболеваний.