В первой части статьи мы рассказывали о free-to-play приложениях, бизнес-приложениях и приложениях на стыке онлайна и оффлайна. Мы продолжим свой обзор по нишам, в котором расскажем о полезных приложениях, сервисах знакомств, приложениях соцсетей и других приложениях, которые возможно успешно монетизировать.
Полезные приложения
Самостоятельную подкатегорию образуют простые мобильные решения — полезные приложения. Они могут задействовать оффлайн бизнес-процессы в малой степени или не задействовать их совсем, но помогают решить какую-то отдельную задачу. Например, приложение Osmino WiFi: оно показывает все доступные бесплатные точки подключения к WiFi и предоставляет максимально легкое подключение к ним. Получить доход от таких приложений чаще всего возможно только с помощью размещения рекламы.
При этом достаточное количество приложений такого рода для узких пользовательских сегментов распространяются по модели freemium, так как решают специфические задачи. Премиум-версии этих приложений обычно обладают расширенным функционалом и избавлением от рекламных баннеров. Для полезных приложений важно одно — не завышать стоимость.
Не стоит забывать о таком перспективном направлении, как приложения для увеличения продуктивности, для ведения здорового образа жизни и контроля спортивных показателей. Приложения измеряют и фиксируют скорость бега, количество сожженных калорий, дистанцию и другие параметры.
Сервисы знакомств
Практика веб-свиданий, популярных в прошлом, показывает, что соединение людей через интернет способно принести немало прибыли. Мобильный интернет вывел перспективы дейтинговых приложений на новый уровень благодаря геолокации. Удачный сервис знакомств способен привлечь значительный доход для издателя. Так чем же приложения-сводники так хороши в контексте монетизации?
Основные деньги делаются на снятии искусственно установленных ограничений. Ограничивается всё: максимальное число отправляемых сообщений в день, количество просматриваемых анкет и контактов и многое другое. Нередко за дополнительную плату можно улучшить видимость страницы или дарить виртуальные подарки, но эта модель монетизации уходит своими началами в веб и менее эффективна в сравнении с IAP.
Разница в доходности дейтинговых приложений и топовых игр невелика, а вот устойчивость экономической схемой у сервисов знакомств не в пример выше, так как пропадает необходимость в маркетинговых затратах. Приложения в этой нише зарабатывают десятки и сотни тысяч долларов в день. Секрет успеха таких сервисов кроется прежде всего в охвате пользователей и темпах прироста аудитории.
Социальные сети и коммуникационные сервисы
Последние несколько лет прошли под знаменем мобильных мессенджеров: их популярность взлетела до небес вновь. WhatsApp, Viber, Line и другие стремительно обретают свою фанатскую базу. Аудитория этих приложений больше аудитории любых других. Однако, монетизировать мессенджеры гораздо труднее.
И все из-за низкого показателя среднего дохода с одного пользователя — ARPU. При огромной пользовательской базе востребованной «общалке» удается достичь таких же доходов, как у популярного дейтинга. Доходы Viber сравнимы с Badoo, однако масштабы аудитории у Badoo все же заметно меньше.
Сегодня большая часть мессенджеров бьется не столько за монетизацию саму по себе, а за расширение пользовательской базы и ее удержании, ведь от этого зависит их инвестиционная привлекательность. Обозначим масштаб: на начало 2015 года аудитория Viber составляла 236 млн человек, а у WhatsApp — более 800 млн человек.
Монетизация сервисов коммуникации происходит по-разному. Так, создатели WhatsApp отказались от рекламы, предоставив бесплатное пользование приложением в течение года, а затем предлагая заплатить 99 центов за дальнейшее использование. Издатели приложения Line придумали иной выход — продажа стикеров, заменяющих смайлы, внтуриигровых товаров и платную систему отправки рекламных сообщений.
И все же проблемы с коммерциализацией мессенджеров никуда не деваются, и в основном они получают поддержку из бюджета инвесторов. Создателям приложений социальных сетей проще: финансирование поступает из бюджета компании и за выживание им бороться не приходится, а также методы монетизации социальных сетей из веба частично спроецированы и на мобильную среду.
Контент
Стабильной популярностью пользуется мобильный контент, так как все мобильные устройства часто используются в развлекательных целях. И если в интернете принято думать, что в сети никто ничего не покупает, то мобильная ипостась это опровергает. В мобильных приложениях покупают, и даже в России.
Тремя основными типами востребованного контента являются музыка, книги и фильмы. На первом месте безусловно музыкальная сфера. Такие гранды аудиостриминга, как Pandora Radio и Spotify стабильно держатся на верхних строчках топа App Store, и приносят своим издателям по несколько сотен тысяч долларов в сутки.
Приложения для покупки книг и «читалки» также дают достойную прибыль, которая пускай и не исчисляется сотнями тысяч долларов, но тысячами — стабильно. В России хорошим примером «библиотеки-с-собой» является «Литрес».
СМИ с платным доступом к содержанию в российском сегменте пока представлены слабо в сравнении с западным рынком, однако постепенно такая модель набирает обороты. Так, «Ведомости» предлагают владельцам мобильных устройств на iOS доступ к контенту посредством месячной или годовой подписки.
Казино и азартные игры
Как же можно забыть о таком способе монетизации, как азартные игры? Можете быть уверены, если бы не жесткий регламент App Store и Google Play в отношении азартных игр, то с помощью них можно было бы обставить по прибыли не только дейтинги, но и самые хитовые видеоигры.
Несмотря на все ограничения, онлайн-казино, букмекерские конторы и столы для покера успешно перенесли свои навыки в мобильную среду, и ниша эволюционирует семимильными шагами. Согласно исследованиям, к 2017 году объем рынка мобильных азартных игр достигнет отметки в 100 млрд долларов. Чек в таких приложениях может составлять 1,5-2 тысячи долларов, и это неудивительно, если вспомнить, какие крупные ставки делают 10-15% заядлых игроков.
Заработать на таких приложениях все же не так просто, и все из-за суровых ограничений. В 2013 году AppStore запретил прием ставок через IAP в приложениях, предоставляющих возможность вывода реальных денег. Также издатель приложения обязан обладать разрешением и лицензией на проведение азартных игр во всех странах, в которых опубликовано приложение, а его скачивание обязательно должно быть бесплатным. Ограничения касаются всего: часто лимитируется размер максимальной ставки, и это отсекает часть пользователей, желающих играть по-крупному и легально.
Мобильные сторы держат мобильные азартные игры в строгих рамках, но приложения-казино остаются клондайком для издателя. Например, Poker by Zynga приносит более 25 тысяч долларов в день. Некоторые издатели пытаются нарастить выручку в обход крупных сторов, предлагая скачать приложение на свой телефон напрямую с сайта казино или распространяя его через альтернативные торговые площадки.
Хотите вы создать легальное или нелегальное мобильное казино, не стоит пытаться это сделать без досконального знания онлайна и нюансов мобильных азартных игр: скорее всего у вас ничего не получится.